Шифр специальности:
08.00.13 - Менеджмент и маркетинг
Формула специальности:
«Менеджмент и маркетинг» изучает научные, теоретические и методологические основы управления деятельностью, поведением и развитием хозяйствующих субъектов и систем, а также экономики и бизнеса в целом.
Менеджмент — область экономической науки, исследующая развитие теории, методологии и практики управления хозяйствующими субъектами, теоретические и методологические принципы, методы и способы управления экономическими и бизнес системами, институциональные и инфраструктурные аспекты их развития, а также управление материальными, финансовыми, инновационными и человеческими ресурсами.
Маркетинг исследует процессы формирования спроса и стимулирования сбыта товаров и услуг, формирования и управления целевыми рынками, сегментации рынка и позиционирования товара в нем, процессы глобализации и интеграции товарных рынков, изучает вопросы разработки и реализации товарной, ценовой и конкурентной политики компании, исследует стратегии товародвижения и продвижения товара на рынке. Исследования в области маркетинга проводятся как в функциональном, так и в отраслевом разрезах.
Область исследования:
1. Этапы формирования, особенности развития теории и практики менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Школы менеджмента и подходы к управлению. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Модели менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
2. Мотивация деятельности в системе менеджмента. Проектирование оптимальных систем мотивации труда.
3. Теория организации. Стратегическое управление организацией. Изучение проблем построения организации. Исследование стратегии фирмы. Организационные процессы менеджмента. Коммуникационный менеджмент и системы информационных коммуникаций.
4. Власть и лидерство в системе менеджмента. Новые и эффективные методы управления экономикой и ее отраслями. Теория и практика государственного и регионального управления экономикой. Стратегии эффективного управления социально-экономическим развитием регионов.
5. Теоретические и практические основы управления человеческими ресурсами. Новые технологии оценки эффективности управления и деятельности кадров. Управление персоналом.
6. Методы регулирования и эффективного управления инвестициями и инвестиционными проектами, модели принятия инвестиционных решений.
7. Стратегия и тактика антикризисного управления экономикой и предприятием. Особенности развития и внедрения методов логистического менеджмента в сфере бизнеса.
8. Интеграционные процессы в менеджменте. Социальные факторы и этика менеджмента. Социальная ответственность менеджеров.
9. Методы и критерии оценки эффективности менеджмента.
Моделирование и прогнозирование менеджмента. Риск менеджмента. Стратегия управления маркетингом компании. Эффективные методы организации и управления внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.
10. Теоретические и методологические основы эффективного управления производством и качеством продукции в производственном и операционном менеджменте.
11. Стратегия управления развитием хозяйственных образований на региональном, национальном и международном рынках. Эффективные методологические подходы и методы принятия и реализации управленческих решений. Основы и современные методы эффективного корпоративного управления.
12. Ресурсы, качество и эффективность управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.
13. Инновационный менеджмент. Инновационный потенциал менеджмента. Разработка инновационно-инновативных процессов экономического развития страны. Методы регионального регулирования инновационной деятельности.
14. Современные теоретические, методологические и практические направления в психологии управления. Теоретические и методологические проблемы социологии управления. Обоснование эффективности внедрения и использования информационных технологий в современном управлении.
15. Процессы организации и управления международным бизнесом. Стратегии выхода на международные рынки. Зарубежный опыт эффективной организации и управления бизнесом.
16. Теория, методология и практика маркетинга. Маркетинг как философия управления деятельностью предприятий на основе спроса рынка и конъюнктуры рынка. Международная практика маркетинга. Стратегическое планирование маркетинга.
17. Маркетинговая среда и глобальный рынок. Изучение товара, рынка, конкуренции, поведения и предпочтений потребителей и конкурентов на рынке. Методы, формы и практика создания спроса на товары предприятий и отраслей. Маркетинговая информационная система.
18. Маркетинговые исследования в инновационной деятельности. Управление инновационными проектами локальными программными средствами. Создание информационного пространства предприятий с учетом инновационных процессов.
19. Исследование теории, методологии и практики маркетинга управления деятельностью предприятий в условиях реализации антикризисной политики.
20. Разработка оптимальной структуры товародвижения в рамках международного и регионального торгово-экономического сотрудничества в условиях реализации антикризисной программы.
21. Сегментирование и выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товаров на рынке. Потребительская ценность товара, уровень удовлетворения спроса, качества обслуживания потребителей. Создание конкурентных преимуществ товара.
22. Товарная политика предприятий. Жизненные этапы товаров, конкурентоспособность и прибыльность компании с учетом маркетинговых усилий. Создание и управление имиджем товара и предприятия.
23. Ценообразование в системе маркетинга. Изучение методов и стратегий ценообразования. Реклама и продвижение товаров на рынок. Стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций.
24. Товародвижение как важнейший элемент инфраструктуры маркетинга. Формы, методы и каналы товародвижения. Коммерческая логистика. Маркетинг в международной торговле. Логистика международных транспортных перевозок и торгово-экономического сотрудничества.
25. Конкуренция, конкурентоспособность и конкурентные стратегии маркетинга. Оценка основных конкурентных преимуществ субъектов рынка. Обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг. Разработка конкурентных стратегий предприятий и организаций на внутренних и внешних рынках.
Смежные специальности:
08.00.01-«Экономическая теория», 08.00.02-«Макроэкономика», 08.00.12-«Региональная экономика», 08.00.10-«Народонаселение и экономика труда», 05.13.01-«Системный анализ, управление и обработка информации».
Отрасль наук:
экономические науки