banner
Статья

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Шифр специальности:

13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Формула специальности:

Содержанием специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики. Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем предметного образования. Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, узбекский язык, русский язык, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание. культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент. Уровни образования: общее образование, профессиональное образование.

Область исследования:

1. Методология предметного образования: - история становления и развития теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования; - вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства; - тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования, - проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне; возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметною обучения - специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов; - прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной деятельности учителей-предметников как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования; - анализ зарубежного опыта предметного образования к разработка путей его использования в отечественном опыте обучения.

2. Цели и ценности предметного образования: - разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в раз­витии общества; - разливающие и воспитательные возможности учебных дисциплин; - проблемы формирования положительной

мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса; - профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе;

-   аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре

3, Технологии оценки качества предметного образования: -проблемы мониторинга оценки качества обучения по разным предметам; - теоретические основы создания и использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования;

-  теоретическое обобщение передового опыта предметного обучения и воспитания; - сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах; - оценка профессиональной компетентности учителя-предметника; - различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника; - разработка содержания предметного образования; - теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования; - разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей; -взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов в структуре общего и профессионального образования; - проблемы моделирования структур и отбора содержания учебных курсов; -теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней; - разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида; - анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания; - технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования; - методически эволюция учебных программ; - методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования; - история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования; проблемы разработки новых методических систем обучении и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями обновления отечественного образования; - теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания; - проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов; - разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету; - проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа;

-  теория и методика разработки виртуальных систем предметного образования; - теория, методология и практика создания и использования компьютерных, обучающих, тестирующих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения; - разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента; - теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения жизнедеятельности «виртуальных» систем педагогического образования;

-  проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного обшества и глобальных коммуникаций; - анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования новых информационных технология в предметном обучении; - разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента.

4.Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам; - теория и практика руководства самодеятельным творчеством; - теория и методика дополнительного образования по предмету; - методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив;-разработка вариативных форм взаимодействия общего к дополнительного образования по предмету; - подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования.

Отрасль наук:

педагогические науки