Шифр специальности:
13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Формула специальности:
Специальность «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет основные направления теоретических, фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию методологических подходов, средств, методов, нормативных требований, способов управления и организации, а также направленности таких компонентов системы физической культуры, как физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладная оздоровительная и адаптивная физическая культура.
Область исследования:
1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.
Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры: - факторы, условия и закономерности направленного физического развития и совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы; - пути усиления действенности физической культуры в современном обществе; - научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры; - физическая культура как часть общей культуры; - физическая культура как социальное явление; - историкологи-ческие и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры; - прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе; - дидактические проблемы физической культуры.
Управление в системе физической культуры: - менеджмент в системе физической культуры; - маркетинг в системе физической культуры; - управление физкультурным движением; - управление физкультурной организацией; - управление физической культурой в государстве, регионе, республике, городе, области, районе, отдельном населенном пункте; - планирование, организация, координация, мотивация и обеспечение физической культуры.
Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) качеств (способностей): -содержание, направленность и методика развития, функционирования и совершенствования силовых, скоростных и координационных качеств (способностей) - гибкости, общей физической и аэробной выносливости; взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие двигательных (физических) качеств (способностей); - общие и специфические закономерности переноса физических качеств; динамика развития двигательных (физических) качеств (способностей), общие закономерности формирования двигательных навыков и умений: содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений; - взаимосвязь и интерференция двигательных навыков; общие и специфические закономерности переноса двигательных навыков; - последовательность формирования простых и сложных двигательных навыков; -закономерности функционирования простых и сложных двигательных навыков в различные периоды жизнедеятельности человека.
Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности.
2. Теория и методика физического воспитания.
Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания: - дидактические проблемы базового физического воспитания; - педагогические технологии в системе физического воспитания; - нормативно-критериальные основы физического воспитания; - научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физического воспитания; -управление системой физического воспитания; - прогнозирование системы физического воспитания.
Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования: - направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования; - организация и обеспечение физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования, особенности развития функционирования и совершенствования двигательных (физических) качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования; - нормативные основы физического воспитания в системе дошкольного, среднего, средне-специального и высшего профессионального образования; - оптимизация физкультурной деятельности в дошкольных, средних, средне-специальных и высших образовательных учреждениях; физическое воспитание как средство становления личности.
3. Теория и методика спорта.
Спорт как социальное и педагогическое явление: - социальные, воспитательные и педагогические функции спорта; - историко-логическое и теоретическое исследование тенденций формирования, эволюции и преобразования научных знаний в области спорта; - международное олимпийское движение (исследование закономерностей его развития, функционирования и управления); - история развития отдельного вида спорта.
Общая теория спортивной тренировки: - общие закономерности спортивной тренировки; - функции спортивной тренировки; -принципы спортивной тренировки; - закономерности построения многолетнего процесса спортивной тренировки в отдельном виде спорта; - системные исследования в области спортивной тренировки; - управление процессом спортивной тренировки.
Теория и методика подготовки юных спортсменов: - научные и организационно-методические основы юношеского спорта; - научные и организационно-методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов; - прогнозирование, программирование и организация процесса спортивной тренировки детей различных возрастов; - содержание, методика и направленность многолетнего тренировочного процесса юных спортсменов;
- нормативно-критериальные основы детско-юношеского спорта;
- теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в спортивных школах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля.
Теория и методика подготовки спортсменов высшей квалификации: - организационно-методические основы спорта высших достижений; - методология и технология управления подготовки спортсменов высшей квалификации; - основы прогнозирования и программирования спортивных результатов; - содержание, методы, организация и технология подготовки спортсменов высшей квалификации по видам спорта.
Теория и организация массового спорта: - содержание методы и организация массового спорта; - управление системой массового спорта; - факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе.
4. Теория иметодика профессионально-прикладной физической культуры.
Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры: - средства и методы профессионально-прикладной физической культуры для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности; - педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры; - история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и ее видов; - научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы профессионально-прикладной физической культуры.
Содержательная и нормативно-критериальная основа системы профессионально-прикладной физической культуры: - средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных профессий;
- взаимосвязь общефизических и профессионально важных физических качеств; - перенос специальной физической тренированности; - этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков; - периодизация профессионально-прикладной физической культуры; - управление процессом профессионально-прикладной физической культуры.
5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.
Методологические проблемы оздоровительной физической культуры: - дидактические основы оздоровительной физической культуры; - организационно-методические основы физической культуры;
- управление, системой оздоровительной физической культуры.
Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека: - средства, формы и методы оздоровительной физической культуры; - содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп; - оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.
6. Теория и методика адаптивной физической культуры.
Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры: - цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;, - средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры; - программно-нормативные основы адаптивной физической культуры; - национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры.
Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов.
Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп.
Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.
Отрасль наук:
педагогические науки