banner
Статья

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Шифр специальности:

19.00.02 - Психофизиология

Формула специальности:

Содержанием специальности «Психофизиология» является: изучение нейронального уровня системных мозговых механизмов, лежащих в основе психических процессов, состояний и индивидуальных различий.

Область исследования:

1. История и методология психофизиологии — психофизиология как наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний. Стратегия исследований в психофизиологии; - психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки; - методологические аспекты исследования взаимоотношений. Психофизиологическая проблема.

2. Методы психофизиологии - методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии; - связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании; - методы многомерного анализа в психофизиологии; - психофизические методы в психофизиологии; - методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии; - локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования |в психофизиологическом исследовании; - методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток; - методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга; - компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента; - методы исследования нейронной активности в психофизиологии.

3. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов — исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах; - «перцептивные пространства» и их использование в психофизиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психологии; - психофизиология целостного восприятия («гештальт-психофизиология»); - механизмы константности восприятия; - психофизиология категоризации в процессах восприятия, - механизмы взаимодействия перцептивных систем; - механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм в процессах восприятии; - механизмы формирования сенсорных и перцептивных систем в онтогенезе) роль активирующих систем.

4. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс — механизмы функциональных состояний человека; - механизмы ритмической активности мозга; - психофизиология она; - психофизиология эмоциональных состояний. Пространство восприятия эмоциональных выражений; - механизмы выражения (экспрессии) эмоций; - психофизиология стресса.

5.  Когнитивная психофизиология — механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций; - механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс; - механизмы произвольного внимания; - внимание и модулирующие системы мозга; - психофизиология памяти; - механизмы рабочей памяти; -механизмы декларативной и процедурной памяти; - нейронные механизмы памяти; - механизмы речи, развитие речи; - межполушарная асимметрия и речь; - механизмы мышления и творческих процессов; • мышление и функциональная асимметрия мозга; -половые различия и интеллект; - механизмы вербального и невербального интеллекта.

6. Системная психофизиология — теория функциональных систем; - механизмы системной детерминации активности нейрона; -системогонез; - проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии.

7. Психофизиология развития и обучения — механизмы формирования навыков; - нейронные механизмы пластичности; - участие генома в механизмах пластичности; - механизмы формирования способностей; - связь формирования структур мозге в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями пcихичеcких процессов и состояний; • психофизиология процессов развития и старения; - депривация и развитие; - обогащенная среда и нейрогенез; - системная психофизиология научения.

8.Физиологические основы осознаваемых и неосознаваемых форм психического отражения — сознание: психофизиологические парадигмы исследования; - нейронные механизмы сознания; - сознание и модулирующие системы мозга; - механизмы сознания и внимание; - механизмы сознания и память; - сознание и межполушарная асимметрия мозга; - осознаваемое и неосознаемое в деятельности мозга; - механизмы сознания и установка.

9. Психофизиологические механизмы движения —механизмы инициации движения; - механизмы управления движением; - механизмы программирования и коррекции движений; - механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления; - механизмы движений глаз; - функции движений глаз в процессах восприятия; - нейронные механизмы организации поведения.

10. Психофизиология индивидуальных различил (дифференциальная психофизиология) — физиологические основы индивидуальных

различий; - механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности; - природа

способностей; - психофизиология темперамента; - психофизиологая характера; - генетические основы индивидуальных различий; -механизмы формирования индивидуальных различий; - биохимические основы индивидуальных различий; - паттерны электроэнцефалографии и личностные особенности человека.

11. Психофизиология общения — биологические основы социального поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека; - психофизиологический статус лидера и подчиненного; - механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций; - психофизиологические аспекты искусства; - психофизиология восприятия лица.

12. Прикладная психофизиология — эргономическая психофизиология; - психофизиология профотбора и профпригодности; - психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности; - психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности; - диагностика функциональных состояний; - механизмы формирования наркотической зависимости; - психофизиология взаимодействия «человек — компьютер»; - психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска; - психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы; - психофизиология в системе компьютерного обучения; - детекция скрываемых знаний; - коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь; - психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений;

Отрасль наук:

психологические науки