banner
Статья

19.00.00 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Шифр специальности:

19.00.13 - Психология развития, акмеология

Формула специальности:

Содержанием специальности «Психология развития, акмеология» является исследование процессов развития и формирования психики людей на разных ступенях их жизненного цикла (от пренатального периода, возраста новорожденности до зрелости, старения и старости). Это развитие протекает при тех или иных внешних и внутренних условиях (условиях среды, наследственности, накопленного опыта, целенаправленных или случайных воздействий и подобного). Поскольку специфически человеческое развитие и функционирование психики не происходит вне процессов общения и вне тех или иных организационных структур (начиная от детско-родительских отношений и кончая деловыми взаимодействиями в бригаде хирургов или в государственной службе), указанного рода социальные явления закономерно оказываются в зоне внимания исследователей. Один из аспектов данной специализации — изучение культурно-исторического развития психики, сравнительное изучение развития психики в разных культурах, развитие психики в антропогенезе и сравнительное изучение биологического и исторического развития психики. Психическое развитие в детстве вносит, хотя и не очевидные, но очень существенные (иногда непоправимые) вклады в становление взрослого человека. А период взрослости явно значим для существования общества. В связи с этим концентрация сил на комплексном изучении именно взрослых (прежде всего, со стороны анализа условий их наивысших достижений в деятельности) имеет место в акмеологии (греч. «акме» — «цветущая сила», «вершина»). Если в исследовании преобладает констатирующий подход (установление фактов, закономерностей), оно может быть отнесено к психологическим наукам; если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующий подход, работа может быть отнесена к наукам педагогическим. Это различение является не строгим и отдается на усмотрение диссертационных советов. Объектом исследования и формирования в любом случае являются специфически человеческие особенности психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разнообразных факторов на тех или иных стадиях соответствующего развития.

Область исследования:

Общие направления акмеологии и традиционной психологии развития:

1 Методологический, историко-научный анализ понятий «развитие», «рост», «изменение», «созревание», «возраст» (биологический, хронологический, социальный, психологический и др.), «норма и аномалия развития», «нормативное и девиантное (непутевое) развитие», «движущие силы и источники психического развития человека на разных ступенях жизненного цикла», «возрастные кризисы развития», «гетерохронность (неравномерность) развития», «развивающее образование» и других понятий, входящих в категориальный строй данной специализации (и употребляемых ниже).

2. Историко-научный анализ фактов и понятий, характеризующих «детство», «юность», «молодость», «зрелость», «старость» и более детальные периоды этих составляющих жизненного цикла. Проблема соотношения биологической и социально-исторической обусловленности указанных явлений.

3. Вопросы соотношения возрастного и функционального развития (в связи с разными деятельностями и на разных возрастных ступенях). Функциональное развитие — улучшение возможностей продуктивной деятельности за счет освоения (на данной возрастной ступени) новых форм опыта, умений, знаний.

4. Стратегии и методы исследования развития индивидуальных и групповых субъектов активности, развития человека как индивида, личности, субъекта продуктивной деятельности в той или иной социально значимой области (включая изучение представителей разнотипных профессиональных общностей, кросс-культурные подходы и сравнительное изучение развития в норме и патологии).

5. Своеобразие психики человека (как индивида, члена группы, личности, субъекта деятельности) на разных стадиях жизненного цикла. Качественное и количественное своеобразие общностей людей, организаций на разных ступенях их развития (прежде всего, в аспекте возникновения благоприятных или противодействующих условий для наивысших социально значимых достижений).

6. Движущие силы, источники развития и пути формирования субъектов деятельности (индивидуальных и групповых, в частности управленческих команд).

7. Развитие возможностей функционирования субъектов (индивидуальных и групповых) за счет усвоения ими общественного опыта, действий, образов, понятий. Профилактика, коррекция и оптимизация развития индивидуальных и групповых субъектов деятельности на основе возможностей научения, обучения воспитания, специальных формирующих методик («техник», «технологий»). Направления психологии развития психики до периода взрослости.

8.  Вопросы оснований периодизации психического развития в онтогенезе человека, в становлении групповых субъектов деятельности.

9  Особенности психического развития человека в пренатальном периоде и младенчестве (в связи с такими факторами, как изменение образа жизни, особенности мозга, высшей нервной деятельности, особенности социальной ситуации развития, формирование потребности в общении, развитие сенсорных процессов и движений, подготовительный период в развитии речи и т.п.). Кризис новорожденного (проявления, учет его особенностей в обращении с детьми).

10.  Особенности психического развития человека в раннем возрасте (в связи с усложнением видов деятельности и форм общения, возникновением предметно-орудийной деятельности с ее стадиями; возникновением игры и ее своеобразием в данном возрасте; развитием социальных привязанностей, ранних форм наглядно-действенного мышления, эмоций и высших чувств, личности - проявлений образа Я и др.). Кризис трех лет (причины, проявления, пути разрешения).

11. Особенности психического развития человека в дошкольном возрасте (в связи с такими проявлениями и факторами, как общение с взрослыми и сверстниками, возникновение детского коллектива и его роль в развитии личности, тип семейного воспитания или отсутствие семьи, возникновение сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности — изобразительной, конструктивной и др.). Дальнейшее развитие мышления, речи, памяти, потребностей и мотивов (в частности новых социальных), личности в целом. Особенности самооценки, Я-концепции, полоролевой идентификации в этом возрасте. Условия усвоения дошкольником нравственных норм и особенности формирования нравственных чувств, этических эталонов и соответствующей самооценки. Условия и особенности развития у дошкольников представлений (знаний) о мире труда взрослых. Начальные проявления особенностей дошкольника как субъекта труда (способность выполнять полезные, продуктивные действия по обязательному заданию).

12. Особенности психического развития человека в младшем школьном возрасте. Структура и закономерности формирования учебной деятельности. Формы совместной со сверстниками деятельности, их значение для психического развития. Адаптация ребенка к школе как освоение новой социальной ситуации.

13. Причины школьной дезадаптации младших школьников и пути ее преодоления. Динамика отношения к учению на протяжении этого возраста. Место и значение других видов деятельности в психическом развитии (игра, спорт, занятия художественной деятельностью, посильные формы труда и подобное).

14. Социальная жизнь младшего школьника (дружба, особенности общения со сверстниками и старшими; явления кооперации, соревнования, конфликтов в группах, индивидуальные и половые различия в общении со сверстниками).

15. Возрастные возможности и особенности усвоения учебного материала в начальной школе. Обучение как источник умственного развития. Формирование основ научного мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения. Осознание и произвольность познавательных процессов. Особенности развития речи в данном возрасте при разных вариантах обучения.

16. Рефлексия, анализ, планирование действий как важные новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности, особенности Я-концепции, самооценки младшего школьника. Развитие эмоционально-волевых процессов и качеств, особенности усвоения моральных норм, понятий, правил поведения.

17. Особенности психического развития в подростковом возрасте. Половое созревание, гетерохронность физического и социального развития подростка.

18. Развитие познавательных мотивов, процессов познания, избирательного отношения к учебным предметам у подростков. Значение других (внеучебных) видов деятельности для психического развития. Развитие формально-операционального интеллекта, все большей осознанности, произвольности познания.

19. Формирование личности подростка. Преобразования телесного образа Я (возможность возникновения страхов в связи с неудовлетворительной оценкой своих телесных качеств — синдром дисморфофобии). Формирование направленности личности подростка. Развитие нравственных убеждений, моральных суждений. Обострение потребности в личностноориентированном общении, особенности развития чувств и воли подростка. Формирование характера.

20. Значение и роль общественных, культурных установлений, общения со сверстниками и старшими в социализации подростка. Индивидуальные и половые различия в темпе и других особенностях психического развития подростков. Особенности дружбы подростков в связи с половыми различиями. Объединения подростков как своеобразное моделирование отношений взрослых членов общества. Чувство взрослости, специфическая форма самосознания подростка как важное новообразование данного возраста. Типы взаимоотношений подростков и взрослых. Особенности воспитательно-учебной работы с подростками.

21. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте и их учет в работе с детьми. Психологические предпосылки перехода к возрасту юности.

22. Особенности психического развития человека в юношеском возрасте. Формирование профессиональной направленности и процессы профессионального самоопределения как новообразования возраста юности. Психологические факторы и условия решения задачи проектирования профессионального жизненного пути (его «старта»), выбора профессии.

23. Направленность на самовоспитание и самообразование, возрастание способности к саморегуляции. Развитие отвлеченного мышления в разных его проявлениях. Формирование индивидуального стиля мышления, умственной работы.

24. Особенности общения и принадлежности к группе в возрасте юности. Значение и роль "молодежных субкультур" для психического развития. Любовь и дружба, мечты, идеалы в возрасте юности и их значение для психического развития. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений.

25  Развитие мировоззрения, морального сознания, правосознания политических убеждений, общественных, эстетических норм. Причины девиантного, асоциального поведения и пути их предупреждения. Особенности воспитательно-учебной работы с девушками и юношами.

Основные направления и проблемы акмеологии (как комплексной науки в условиях наивысших достижений взрослого человека в разных аспектах его жизни):

26. Особенности психического развития человека в зрелом возрасте. Проблема критериев взрослости и ее периодов.

27. Молодость как начальный период взрослости. Направленность на формирование устойчивой структуры жизни. Принятие социальной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной деятельности. Поиск и выбор спутника жизни, вступление в брак, формирование материнской, отцовской позиции, воспитание детей, формирование образа и стиля жизни, круга общения (психологические составляющие указанных процессов и обстоятельств на материале разнотипных жизненных путей).

28. Проблема разработки и усвоения алгоритмов продуктивного решения профессиональных задач и путей овладения мастерством, профессиональной культурой (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости).

29. Переход к средней зрелости и возможность переживания кризиса, обусловленного расхождением сложившейся мечты с реально складывающимся образом жизни (примерно в 30 лет). Возможность переживания чувства утраты жизни, ограниченности времени жизни и т. п. Личностно-смысловая перестройка, изменение жизненных планов, образа жизни и другие тактики как возможные пути выхода из кризиса (на материале разнотипных профессионалов).

30. Факторы расцвета творческой активности и профессиональной деятельности. Обострение потребности передачи своего опыта другим. Обострение потребности в значительных достижениях и социальном признании. Повышение чувствительности к общественным оценкам. Активное обдумывание, планирование и построение вариантов профессионального роста, продвижения (карьеры).

31. Проблема достижения (в разных областях приложения сил) профессионализма как высшей ступени развития взрослого человека. Внешние и внутрисубъектные условия, факторы становления профессионального мастерства.

32. Вопросы самопознания, саморегуляции, самосозидания человека как профессионала.

33  Проблемы создания средств программно-целевого моделирования и прогнозирования профессиональной деятельности.

34  Проблемы адаптации к периоду взрослости и создания диагностических и коррекционных методов, средств (в частности средств компьютеризованных), обеспечивающих оценку и совершенствование готовности индивидуальных, групповых субъектов к профессиональному обучению, профессиональной деятельности, а также обеспечивающие отслеживание процессов профессиональной адаптации и профессионального роста кадров.

35.  Проблема инвариантных психологических особенностей, характеризующих, с одной стороны, успешных профессионалов и неуспешных — с другой.

36.  Проблемы развивающих методов, стимулирующих самопознание, самокоррекцию профессионалов, их рефлексивную саморегуляцию, самоорганизацию, проявления творчества.

37. Вопросы обеспечения интенсификации профессионального самостановления и саморазвития средствами деловых, имитационных, организационно-деятельностных игр (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости).

38. Проблема средств (в частности компьютеризованных), обеспечивающих раскрытие творческих возможностей, интенсификацию эвристического мышления и других ценных качеств, развитие профессиональной культуры.

39. Анализ перехода к основной зрелости (около 40 лет) и возможных кризисов развития. (Происходит изменение восприятия временной перспективы. Возникают признаки снижения физических возможностей, переживания утраты молодости. Перестраивается иерархия мотивов, идет смысловая перестройка сознания. Возрастает потребность в продуктивном самовыражении. Возникают и другие новообразования психики. Идет приспособление к изменениям в организме).

40. Особенности профессиональной, социальной активности в зрелом возрасте. Проблема одиночества и его следствий для психического развития. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Возможности обучения. Соотношение стабильности и изменений личности в зрелости.

Проблемы и направления психологии, относящиеся к периоду старения и старости:

41. Анализ возможного кризиса 50-55 лет в связи с изменением социальной ситуации и возрастными сдвигами в организме. проблема биологических и социальных факторов старения. Историческая относительность представлений о старении и старости. Роль психологических факторов в процессе старения. Возрастные

изменения психических функции и возможности их компенсации.

42. Вопросы профилактики старения, принятия и освоения новых социальных ролей, адаптации к потере физических возможностей, подведения итогов жизни, развития личностной позиции в отношении ухода из жизни. Проблема участия в полезной деятельности, её значение для сохранения жизнедеятельности, самоуважения, самосостоятельности, обеспечения долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной позиции в старости.

43. Условия возникновения жизненной мудрости как личностного новообразования. Возможные исходы из кризиса между личностной интеграцией и тенденциями распада. Особенности общения межличностных отношений в старости. Проблема одиночества;компенсаторные механизмы в период старения и старости. Проблема психологической помощи престарелым и безнадежно больным людям. Культурные традиции отношения к смерти и достойного ухода из жизни.

44.  Проблема соотношения и нежесткой связи, с одной стороны, календарного возраста и наивысших достижении человека в деятельности - с другой.

45.  Проблемы изучения и описания различных видов профессиональной деятельности (с включением в эти модели психологических составляющих - сведений о целях, мотивах, внешних и внутренних средствах действий и деятельности, а также характеристик условий и путей достижения совершенства в работе).

46. Проблемы выработки новых стратегий смены профессий, непрерывного профессионального образования, внедрения психологических акмеологических знаний в практику.

47. Теория и практика создания психологических, акмеологических служб, ориентированных на оптимизацию психического развития человека на разных стадиях этого процесса.

Проблемы и направления, связанные с подготовкой специалистов в области психологии развития, акмеологии:

48. Требования к специалистам. Проблема общих и специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, общих и специальных способностей, необходимых современному работнику.

49. Вопросы обмена (взаимообогащения) опытом, аттестации и повышения квалификации соответствующих кадров, а также траекторий индивидуального профессионального и личностного развития специалистов, работающих в данной области.

Отрасль наук:

психологические науки

педагогические науки