Статья

Тема №1. Предмет курса. Основные определения курса.

Методология научного исследования и проектирования – это особая область науки предметом который являются методы познания и преобразования действительности. Методология направлена на анализ научного, технического знания и деятельности на разработку рекомендаций и правил осуществления новых видов исследовательской и проектной работы, создание средств, приемов и понятийных схем этих деятельностей, определение форм организации научного и технического знания (норм, образцов, идеалов). Методология первоначально рассматривалось лишь как область философской науки. В настоящее время в методологии принято различать три уровня.
Первый уровень. Философская методология анализирует общие принципы познания и категориальную структуру науки и техники в целом с точки зрения закономерностей, характерных не только для науки, но и для человеческого мышления и деятельности вообще. В ней осуществляется интерпретация результатов науки и техники.
Второй уровень. Общенаучная методология разрабатывает методологические принципы, общие для всех (или для многих) областей науки и техники. Общенаучными являются такие понятия, например, как
информация,
вероятность,
дополнительность,
система,
модель и другие,
которые вышли за пределы конкретных областей знания и стали охватывать более широкий класс проблем. Общенаучными методами считаются  
  кибернетические,
логико–математические,
системно–структурные,
вероятностно–статические и др. 
Третий уровень. Специальная (конкретно-научная) методология представляет собой совокупность методов и принципов исследования (проектирования) и процедур, применяемых в какой-либо конкретной научной или технической области. В этом смысле можно говорить и о методологии различных сфер инженерной деятельности и проектирования. Сущность методологического анализа на данном уровне заключается в организации методологической или теоретической базы различных научных или проектных дисциплин. Перенесение средств методологии с высших уровней на низшие не является механическим, эти средства обязательно должны получить предметную интерпретацию и доработку. Специальная методология непосредственно соотносится с методикой и техникой исследования и проектирования. При этом методологию следует отличать от методической деятельности в которой осуществляется приложение, реализация специальных методологических рекомендаций.
Методики, справочники, каталоги, типовые расчеты, руководящие стандарты и рабочие инструкции непосредственно регламентируют исследовательскую и проектную деятельность. Методическая деятельность всегда ориентируется на имеющиеся образцы, а методические положения – это предписания к построению копий с образцов данной деятельности. Если же то или иное направление еще никогда и никем не строилось и, следовательно, нет образцов, которые могли бы быть описаны в методических положениях, или существующего опыта недостаточно, то требуются специальные (конкретно-научные) разработки. Методолог транслирует образцы, по которым может быть построена соответствующая конкретная исследовательская или проектная процедура из других областей науки или инженерной деятельности, из различных сфер культуры, из истории, философии и т. д. В условиях перехода в рыночную экономику перевооружения промышленных технологий роль методологии научного исследования и проектирования возрастает, т.к. постоянная перестройка производства, быстрое совершенствование техники и технологии требуют от ученого, инженера, проектировщика также и переориентации его знаний и умений. Именно такую переориентацию и мобильность и обеспечивает методология.
Взаимосвязь техники, труда и человека, изменения каждого из этих составных элементов производства и характера их воздействия друг на друга – вот комплекс острейших проблем современности. Являясь создателем новой техники, субъектом научно-технического процесса, человек вместе с тем и объект всех как созидательных, так и разрушительных последствий прогресса науки и техники. Ведь научно-технический прогресс оказывает влияния не только на вещественные элементы производительных сил–технику, технологию, предметы труда – но и на первую очередь производительную силу–человека.
Именно успехи науки и техники позволили сократить смертность, увеличить продолжительность жизни людей, продлить период их активной трудоспособности. Новые и бурно растущие отрасли науки и техники создают предпосылки для радикального воздействия на интеллектуальные возможности людей. В обозримой перспективе становится реальностью использование ЭВМ во всех отраслях хозяйственной и интеллектуальной жизни (например, газеты, журналы, книги готовятся к выпуску на ЭВМ). Вместе со значительными успехами электроники и техники связи это приведет к корректным изменениям системы обучения, революционизирует формы, объемы и методы поступления разнообразных видов информации человеку.
Если техника крупного предприятия неизмеримо усиливала физические способности и возможности человека, то создаваемая на базе научно-технической революции техника по обработке и получению информации и техники связи резко повышают эффективность использования интеллектуальных способностей и возможностей человека.