Статья

Изучение и анализ научно-технической информации, формулирование цели и задач научных исследований

Изучение и анализ научно-технической информации — это основа для освещения состояния вопроса по теме, обоснования цели и задач научного исследования. 
 Чтобы добиться эффективной проработки информации (изучение, запоминание и анализ), необходимо соблюдать ряд условий.
 Первым условием является установка, т.е. определение цели чтения. Этот психологический фактор активизирует мыш¬ление, помогает понять изучаемое, делает восприятие более точным. В данном случае научный работник настраивает себя на «определенную волну».
 Следующее условие — это вдохновение. Оно лежит в основе творческого подхода и повышает эффективность проработки информации.
 Чтобы обеспечить качественную проработку информации, необходимы внимание и сосредоточенность. В процессе прора¬ботки нужно исключить различные раздражители (шум, разговоры, собственные мысли и др.), отвлекающие внимание и приводящие к быстрому утомлению.
 Важным фактором успешной работы над информацией является самостоятельность труда.
 Не менее важными условиями при изучении литературы являются настойчивость и систематичность. Особенно это не¬обходимо при чтении трудного, сложного нового текста. Приходится читать и перечитывать, чтобы добиться полного понятия материала.
 Производительность проработки информации существенно зависит от умственной работоспособности. Условием для ее повышения является правильный режим работы. Рекомендуется после 1-2 часов умственной работы делать перерывы на 5—7 минут, физические упражнения, усиленное глубокое дыхание и др., что стимулирует центральную нервную систему и повышает работоспособность.
 При проработке научно-технической информации применяют выписки, аннотации, конспекты.
 Выписки — это краткое (или полное) содержание отдельных фрагментов информации. Их ценность очень высока — они по¬зволяют в малом объеме накопить большую информацию и являются основой для дальнейшей творческой деятельности.
 Аннотация — это сжатое содержание информации первоисточника. С их помощью можно быстро восстановить в памяти текст.
 Конспект — подробное изложение содержания информации того или иного первоисточника. Он должен быть полным по содержанию и по возможности кратким по объему. Конспект нужно составлять своими словами, что требует осмысливания и анализа прочитанного и, тем самым, приносит большую пользу в творческой работе.
  Существуют различные способы запоминания прорабатываемой информации:
 механический, смысловой, произвольный, непроизвольный.
• Механической способ основан на многократном повторении и заучивании прочитанного. В данном случае отсутствует логи¬ческая связь между отдельными элементами запоминаемой информации. Поэтому он наименее эффективен и применяется, главным образом, для запоминания дат, формул, цитат, иностранных слов и т.п.
• Смысловой способ основан на запоминании логических связей между отдельными элементами прорабатываемой информации. При чтении необходимо понять не отдельные элемен¬ты, а текст в целом, его смысл и значение. Этот способ запоминания являегся логически-смысловым, в результате чего он во много раз эффективнее механического.
• Произвольный способ запоминания базируется на различных мнемонических приемах, связанных с законами ассоциации.
• Непроизвольный способ основан на случайном запоминании того или иного фрагмента текста в связи с возникшими эмо¬циями в процессе чтения.
Следует отметить, что нет универсального способа запоминания прорабатываемой информации. На практике, чаще все го, используется совокупность способов в зависимости от характера той или иной части информации.
 Анализ прорабатываемой информации — одна из важнейших задач научного исследования.
 В процессе анализа необходимо классифицировать и систематизировать как источники информации, так и их информацию.
  Источники можно систематизировать двояко:
 в хронологическом порядке и по тематике анализируемых вопросов.
 В первом случае всю информацию по теме систематизирую по научным этапам, для которых характерны, качественны скачки. Далее на каждом этапе проводится тщательный критический анализ соответствующих (этапу) источников. Для этого необходимо иметь высокий уровень эрудиции и знаний.
 Во втором случае (тематический анализ) весь объем информации систематизируется по вопросам разрабатываемой темы При этом наибольшее внимание уделяется последним изданиям научно-технической информации, в которых может быт приведен итог исследований данного вопроса. Далее выбороч¬но анализируются другие источники, представляющие особый интерес.
 Второй вариант анализа информации наиболее прост и требует меньше затрат времени. В то же время по этому варианту анализируется неполный объем информации по теме.
 По результатам проработки (изучение, запоминание и анализ) научно-технической информации определяются:
• актуальность и новизна темы;
• последние достижения в области теоретических и экспериментальных исследований по теме;
• цели и задачи научного исследования;
• производственные рекомендации по теме;
• техническая, экономическая и экологическая целесообразность научных разработок.
 Следовательно, поиск и проработка научно-технической информации (изучение, запоминание и анализ) являются важнейшим задачами научного исследования. На основе их результатов они определяются актуальность и новизна темы, ее цели и задачи