Статья

Технологические приемы научного творчества в экономических исследованиях

Приступая к экономическому исследованию, творчески настроенный, активный молодой ученый, например, магистрант, весь свой созидательный пыл, способности и знания направляет на глубокое изучение рассматриваемой им экономической проблемы. Методология научного творчества поможет правильно, рационально, оптимально организовать молодому ученому процесс его индивидуального научного творчества.
Окончание обучения в магистратуре завершается успешной защитой магистерской диссертации по выбранной экономической специальности (бух. учет, аудит, логистика, международные экономические отношения и т.д.).
Требования, предъявляемые к диссертационному исследованию магистра, призваны вскрыть творческие возможности молодого исследователя, его желания и возможность заниматься научным творчеством в области экономики.
Методологические требования к научной работе представляют собой те содержательные (неформальные) правила, которые необходимо соблюдать в ходе ее проведения. 
Эти правила глубоко проанализированы в работе профессора МГУ ЮА. Петрова и многих узбекских ученых «Методологические требования к научной работе».
Требования к структуре научной работы. 
  Структура научной работы (например, магистерской диссертации) - это порядок построения, логическая взаимосвязь и последовательность различных частей этой работы.
Научная работа - это единое целое, результат научного творчества, все части которого взаимосвязаны и со всей работой в целом и с другими ее составными частями.
Заглавие работы (диссертации) выражает краткую формулировку основной проблемы научной работы.
  Решением основной проблемы является основной результат научной работы, поэтому и заглавие должно существенно определяться ее основным результатом. Второстепенные детали, не имеющие отношения к основным результатам, не должны быть отражены в заглавии. В нем должно отражаться не то, что исследуется, а те результаты, которые получены в итоге исследования.
Цель научной работы есть сведение основной проблемы к более частным (вспомогательным) вопросам, ответы на которые непосредственно дадут возможность получить решение основной проблемы. 
Постановка точной, правильной цели научного исследования играет важную методологическую роль как в самом начале работы над научной проблемой, так и при окончательном оформлении ее результатов. 
Цель работы должна указывать на то, какие результаты будут представлены читателю, а не то, в какой области автор будет вести свое исследование.
Содержание научной работы представляет собой как сведение основной проблемы к вспомогательным вопросам, имеющим доступные решения и ответы, так и выведение из этих ответов и решений основных результатов исследования.
 Не следует полагать, что деление содержания работы на главы и параграфы должны ясно быть равномерным по объему этих частей: все зависит от важности и сложности результатов той или иной части (главы, параграфа, пункта) работы.
Основной результат работы является итогом творческой деятельности ее автора (авторов), полученный им (ими) самим (и), а не другими лицами.
  Новизна результата показывает, чем он отличается от результатов работы других авторов, отражает авторскую позицию по данному вопросу, авторское «know how».
Обоснование результатов научного исследования требует принятия предпосылок, необходимых для обоснования новизны и актуальности этих результатов. Предпосылки надо излагать ясно, кратко, точно с отсылкой к специальной литературе. Автор должен разъяснить смысл своих результатов, давая глубокое обоснование их истинности, новизны и актуальности.