Статья

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ТЕКСТА НАУЧНОГО СТИЛЯ

Подготовительный этап

На этом этапе необходимо
• собрать информацию (чтение, наблюдение, беседа, опрос и др.);
• выбрать и проанализировать идеи по поводу того, что вы можете сказать по данной теме;
• подумать о том, как лучше об этом написать (построение кластера, концептуальной схемы и др.).

1- этап. Составление чернового текста – варианта работы

На этом этапе необходимо:
• писать на черновиках;
• сосредоточиться только на своих идеях, не заботясь пока о форме и орфографии, правильности изложения;
• писать через строчку: будет место для вписывания нового текста во время правки.

2 - Этап. Правка

Это этап улучшения чернового варианта. Он заключается в том, что вы делаете пометки на черновике, вносите в него правку. При этом вы должны пользоваться стрелками, прикреплением добавочных листков и другими приемами, указывающими на те места черновика, которые требуют правки.
Во время правки необходимо задать себе следующие вопросы:
• Все ли содержание текста относится к главной теме?
• Нет ли в нем такого места, где требуется дополнительная информация?
• Не нужно ли добавить/опустить какие-то слова, чтобы подчеркнуть основную мысль?
• Четко или расплывчато изложены мысли ?
• Логически ли структурирован текст?
• Ясно ли написана вводная часть?
• Убедительно ли заключение, по существу ли оно?
• Как связана концовка с началом текста?

3 - этап Редактирование или корректурное чтение

Этот заключительный этап начинается после составления и исправления чернового варианта текста. Ваша задача состоит в том, чтобы текст не содержал орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Для этого необходимо задать себе следующие вопросы:
• Все ли слова написаны правильно? (Подчеркните слова, в написании которых вы не уверены, и проверьте их по словарю).
• Все ли предложения представляют собой законченную мысль?
• Нет ли растянутых предложений, которые нужно разбить на отдельные предложения?
• Правильно ли употреблены знаки препинания: запятые, тире, двоеточие, точка с запятой?
• Во всех ли абзацах сделаны отступы? (Всякая новая мысль должна начинаться с абзаца)

Задания для самостоятельной работы.

1. Назовите те типы научных текстов, при написании которых:
а) вам не приходится испытывать затруднений;
б) вы испытываете незначительные затруднения;
в) вы испытываете большие трудности.
2. Какого рода трудности испытываете вы при написании тех или иных научных текстов:
а) языковые (грамматические, лексические);
б) трудности, связанные с передачей содержания (логичность, связность изложения);
в) трудности, вызванные с незнанием особенностей основных функциональных типов текста и правил их организации;
г) трудности, связанные с незнанием правил оформления текста.

К оглавлению