Статья

Выступление с докладом

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В УСТНОЙ ФОРМЕ


В главе рассматриваются способы представления в устной форме научной информации – доклад, а также результатов выполнения учебного задания – презентация.


ВЫСТУПЛЕНИЕ С ДОКЛАДОМ


Процессуальная структура подготовки к выступлению с научной информацией

Целеполагание Сообщить новую научную
информацию, или объяснить
причину явлений, или
обсудить последствия
Формирование основных мыслей,
положений
Написание текста
Выступление с
докладом,
сообщением и т. д.
Говорение

 

Рекомендации по выбору способов представления информации в докладе

 

1. С чего начинать доклад?

Можно завоевать внимание
следующими способами:

Задать проблемный или оригинальный вопрос по теме
выступления
Можно ли …?. Одной из
успешных попыток
ответа на данные
вопросы…
Привести интересную цитату по теме выступления Начну с …
В пословице: ...
В этой фразе…
Привести конкретный пример из жизни Представим себе
ситуацию ….
В этой ситуации…
Какие же …?
Какова…?
Провести образное сравнение предмета выступления с конкретным явлением …можно сравнить с…
…так можно
представить
проблему…
Начать с истории случая На … произошел …
Оказалось, что ….
Как объяснить такой
результат?

       Доклад может полностью совпадать с научной статьей. Однако преимущества устной речи заключаются в том, что есть возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгости научного изложения. Доклад допускает определенный «экспромт», чем привлекает внимание слушателей и делает выступление запоминающимся.

Не забудьте, что после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы и её актуальность, а также научное положение – тезис!

2. Как заинтересовать слушателей в ходе основного изложения?

- привести необычные факты;
- рассказать о том, что непосредственно касается всех слушателей;
- рассказывая, быть конкретным и определенным;
- использовать образные сравнения, контрасты.

Помните об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования!


3. Как закончить выступление?

В конце выступления в
зависимости от его цели можно:

Кратко изложить основные
мысли, которые были
затронуты в течение доклада
Таким образом, еще раз
перечислим основные…
Процитировать что- либо по
теме доклада
В заключение позвольте
процитировать фразу…
Создать кульминацию,
оставив слушателей в
размышлениях над
поставленной
проблемой
Таким образом, рассмотрев и
проанализировав все «за» и «против»
данной теории, мы пришли к
заключению о невозможности на
данный момент решить поставленную
проблему.

 

Резюмирование – это подведение итогов.
Резюмирующая фраза – это речь говорящего в «свернутом» виде, её главная идея.
«Клишированные» фразы и словосочетания в резюме:
- «Таким образом, …»
- «Итак, можно утверждать …»
- «Основная идея, следовательно, сводится к следующему …»
- «Подытожим сказанное …»

Типичные ошибки при выступлении:
1) злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
2) наличие слов-паразитов: «вот», «значит», «так сказать» и т. д.;
3) чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8 – 10 минут не воспринимают такую речь;
4) построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14 – 15: такие фразы не воспринимаются, смысл ускользает за сложностью грамматической конструкции.
5) монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада и т.д.

Задания для самостоятельной работы.

Проведите в группе выступления с докладами (2 - 3) на 10 - 15 минут по теме, установленной преподавателем.
1. Во время докладов оцените каждого выступающего по таблице, помещенной ниже.
2. После каждого доклада проведите обсуждение по каждому пункту таблицы. Дайте общую оценку докладчикам.
3. Подготовьте для них рекомендации по тем пунктам таблицы, которые были оценены неудовлетворительно.

Показатели и критерии оценки докладчиков


Показатели оценки

Критерии оценки
“да”
(2 балла)
“частично”
(1 балл)
“нет”
(0 баллов)

Тема и цель выступления:
1. Ясна ли тема доклада?      
2. Четко ли сформулирована цель?      

Содержание:
1. Интересно?      
2. Логично и ясно?      
3. Убедительно?      
4. Информация новая?      
Речь и язык:
1. Отсутствуют ли двусмысленности?      
2. Короткие предложения?      
3. Отсутствуют ли в тексте запутанные
конструкции?
     
4. Отсутствует ли многословие?      
5. Отсутствуют ли ошибки в речи,
мешающие восприятию?
     

Внешность, манеры, поза, жесты:
1. Держится непринужденно и
уверенно?
     
2. Речь обращена ко всем?      
3. Смотрит на присутствующих?      
4. Отсутствует ли скованность?      
5. Уместна ли жестикуляция?      

Другое (дополните)
1.      
2.      

Определите, что у вас в первую очередь вызывает затруднения при написании доклада:
-вступление;
-основная часть;
- заключение?
Можете ли вы объяснить причину этих затруднений?

К оглавлению