Статья

ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

Научно-исследовательская деятельность магистрантов - залог успеха науки XXI века. С древнейших времен до наших дней наука служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Все, что нас окружает сегодня - плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, которые являются прикладными формами научной деятельности человека.
Чтобы разобраться в методологии научной деятельности, в порядке введения следует уяснить для начала некоторые теоретические аспекты, основные категории и понятия – этому посвящена данная глава.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ


Научная работа отличается от всякой другой своей целью — получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности.
Однако в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предвидеть неизвестные ранеё новые процессы и явления.
Научная работа — это прежде всего строго плановая деятельность. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе и обществе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла: уточнение, изменение, дополнение заранеё намеченной схемы исследования.
Научное исследование. Его общей целью является построение теории, которая отвечает на следующие требования:

1) анализировать, классифицировать и систематизировать (синтезировать) факты;
2) истолковывать и понимать конкретные факты реального мира;
3) предсказывать новые результаты и прогнозировать развитие событий.

Теория и практика

Между теорией и практикой сложились непростые отношения, опосредованные методологией и методикой, которые можно выразить такой схемой:

Практика нуждается в
теории, чтобы правильно
определять перспективы
своей деятельности
Теория Теория нуждается
в практике, чтобы
реалистично выстраивать
свои прогнозы
Методология
Методика
Практика

Методология - учение о системе научных принципов и способов научно - исследовательской деятельности.
В процессе познания методология оказывает решающеё влияние на объект исследования и предопределяет результаты познания.
Методика (технология) исследования – системная совокупность приемов исследования, система правил использования методов, приемов, техник исследования и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Методика зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Метод научного исследования – система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.

Важен не только
вывод, но и путь к
нему - способ
познания, цепочка
умозаключений,
приводящих к
выводу
можно проверить обоснованность Изученные
явления, процессы,
закономерности
служат образцами,
моделями для
последующего
изучения других
явлений и
процессов
можно увидеть ошибку
фиксируется методологическое или
технологическое знание

 

Процессуальная структура общенаучной методологии исследования

  1. Изучение опыта предшественников.
  2. Выявление проблемных точек.
  3. Рассуждение.
  4. Обоснованный выбор ведущих принципов поиска решения.
  5. Применение методов.
  6. Проникновение в сущность явления.

К оглавлению