Научно-исследовательская деятельность магистрантов - залог успеха науки XXI века. С древнейших времен до наших дней наука служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Все, что нас окружает сегодня - плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, которые являются прикладными формами научной деятельности человека.
Чтобы разобраться в методологии научной деятельности, в порядке введения следует уяснить для начала некоторые теоретические аспекты, основные категории и понятия – этому посвящена данная глава.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ
Научная работа отличается от всякой другой своей целью — получить новое научное знание. Именно в процессе этой работы вырабатываются и теоретически систематизируются объективные знания о действительности.
Однако в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предвидеть неизвестные ранеё новые процессы и явления.
Научная работа — это прежде всего строго плановая деятельность. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе и обществе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой обработки первоначального замысла: уточнение, изменение, дополнение заранеё намеченной схемы исследования.
Научное исследование. Его общей целью является построение теории, которая отвечает на следующие требования:
1) анализировать, классифицировать и систематизировать (синтезировать) факты;
2) истолковывать и понимать конкретные факты реального мира;
3) предсказывать новые результаты и прогнозировать развитие событий.
Теория и практика
Между теорией и практикой сложились непростые отношения, опосредованные методологией и методикой, которые можно выразить такой схемой:
Практика нуждается в
теории, чтобы правильно
определять перспективы
своей деятельности |
Теория |
Теория нуждается
в практике, чтобы
реалистично выстраивать
свои прогнозы |
Методология |
Методика |
Практика |
Методология - учение о системе научных принципов и способов научно - исследовательской деятельности.
В процессе познания методология оказывает решающеё влияние на объект исследования и предопределяет результаты познания.
Методика (технология) исследования – системная совокупность приемов исследования, система правил использования методов, приемов, техник исследования и интерпретации полученных с их помощью результатов.
Методика зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Метод научного исследования – система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.
Важен не только
вывод, но и путь к
нему - способ
познания, цепочка
умозаключений,
приводящих к
выводу |
можно проверить обоснованность |
Изученные
явления, процессы,
закономерности
служат образцами,
моделями для
последующего
изучения других
явлений и
процессов |
можно увидеть ошибку |
фиксируется методологическое или
технологическое знание |
Процессуальная структура общенаучной методологии исследования
-
Изучение опыта предшественников.
-
Выявление проблемных точек.
-
Рассуждение.
-
Обоснованный выбор ведущих принципов поиска решения.
-
Применение методов.
-
Проникновение в сущность явления.
К оглавлению