Статья

1. Определение объекта исследования

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. На практике она может соответствовать той или иной научной специальности, например, математике, биологии, экономики…
Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающеё проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Примеры.
Объектом исследования является формирующийся рынок консалтинговых услуг Узбскистана.
Объектом исследования являются промышленные предприятия черной металлургии Узбекистана.
Объектом исследования являются новые индустриальные страны Азии и Республика Узбекистан.

2. Определение предмета исследования

Предмет исследования – конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления, отдельные их стороны.
Предмет исследования можно определить как новое научное знание об объекте исследования, получаемое исследователем в результате научных изысканий.
В состав предмета исследования может войти и инструмент получения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны.
Предмет исследования — это тот угол зрения, под которым смотрит на объект исследования магистрант.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общеё и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования. Другими словами, магистрант в наименовании должен определить предмет исследования через объект исследования, выделяя его отличительные признаки.

Примеры
Предметом исследования являются закономерности формирования, функционирования, тенденции становления и управления процессами развития консалтинговой деятельности как важнейшего системообразующего элемента рыночной инфраструктуры.
Предметом исследования служит инструментарий стратегического планирования как механизм повышения эффективности функционирования промьшленных предприятий.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе развития экономики новых индустриальных стран в период индустриализации.

3. Определение направленности работы («угол исследования»)

«Клишированные» фразы и словосочетания в формулировке направленности работы:
- «решение задачи…»
- «разработка…»
- «обоснование…»
- «повышение эффективности…»
- «совершенствование…»
- «оптимизация…»
- «снижение затрат…»
- «определение возможностей… и т. п.»

4. Формулирование названия работы

Название диссертационной работы формулируется кратко и точно, исходя из объектной сферы объекта предмета и направленности исследования. В наименовании работы следует сразу дать понять всем экспертам и оппонентам, каков характер результатов диссертации. В зависимости от этого следует формулировать название диссертации.
В названии темы НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫ СЛОВА: «вопросы», «проблемы», «исследование», «изучение» и т.п. из-за неопределенности конечного результата. Неизвестно, в какой степени разрешены проблемы или чем закончилось изучение, исследование.

Примеры
«Пути совершенствования рынка консалтинговых услуг в Узбекистане».
«Эффективность стратегического планирования на промышленных предприятиях Республики Узбекистан».
«Конкурентоспособные стратегии экономического развития новых индустриальных стран Азии и возможности их адаптации к условиям Узбекистана».

Неприемлемые темы для диссертации
• Будущий рыночный потенциал для продукции организации, в которой я работаю.
• Небольшой бизнес-план для ресторана.
• Внедрение нового программного обеспечения для финансовых расчетов.
• Новый алгоритм для измерения неустойчивости стоимости активов.
• Прогнозирование изменения цен на фондовом рынке.

К оглавлению

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ