Статья
  1. Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы
  2. При актуализации темы в сжатом изложении показывается:
    - какие задачи стоят перед теорией и практикой научной дисциплины в аспекте выбранной темы  исследования при конкретных условиях;
    - что сделано предшественниками (в общем, конспективном изложении);
    - что предстоит сделать в данном диссертационном исследовании.
  3. На этой основе формулируется противоречие — как взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний.
    Противоречие может выражаться:
    - в несовместимости или взаимном исключении двух понятий относительно одного объекта;
    - в различном понимании и объяснении протекания процесса;
    - в точках зрения о зависимости или независимости каких-то величин от таких-то факторов;
    - как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, но обязательно относительно одного объекта исследования.
  4. Обосновывается необходимость научного подхода в изменяющихся условиях к практическим задачам, решение которых до настоящего момента никем не было получено.
  5. На основе выявленного противоречия и обоснования необходимости научного подхода к его разрешению формулируется проблема диссертационного исследования.

Формулирование проблемы - важный этап, потому что если вопрос задан неправильно, то нового результата ждать можно напрасно. При этом надо искать не только новую формулировку, но и ставить вопрос проблемно, для чего требуется, чтобы в названии были представлены две центральные категории и чтобы между ними было
проблемное отношение.

Проблемность задается разными способами, в том числе союзами: «и» («… экономики и культура …»), «как» («налоговая политика, как инструмент стимулирования малого бизнеса») и т. п.

Пример.
Проблема научного исследования В Узбекистане в настоящеё время происходят процессы, содействующие созданию профессионального консалтинга. В то же время, по оценкам некоторых аналитиков, не менеё 30% рынка профессиональных консалтинговых услуг в Узбекистане занимают иностранные фирмы. При этом государственные организации, а также коммерческие банки и компании-экспортеры стараются работать с зарубежными консультантами и аудиторами. Все это свидетельствует о том, что необходима активизация работы по формированию и развитию полноценного отечественного рынка консалтинговых услуг в Узбекистане.
Реформирование экономики Узбекистана, инициированное президентом И.А.Каримовым в качестве национальной идеи и государственной политики и начавшеёся с обретением независимости в 1991 году, имеёт своей основной целью создание устойчиво функционирующей системы подлинно рыночных отношений посредством развития полноценной инфраструктуры и совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, а также должно способствовать вхождению республики в международное сообщество в качестве полноправного участника объективных процессов интеграции и глобализации. Решению этих задач может способствовать повсеместно применяемая практика привлечения независимых консультантов, способных профессионально и системно подойти к решению конкретных бизнес-проблем предприятий, основываясь на зарубежных методологических подходах и местных наработках в области консалтинга.
Однако в силу объективных причин говорить о развитом рынке консалтинговых услуг в Узбекистане еще преждевременно. Так, оценивая сушествующеё положение, можно виделить ряд характерных проблем:
- не все направления консалтинга охвачены местными консультантами;
- не все консультационные фирмы имеют четкую специализацию;
- качество оказываемых услуг иногда является довольно низким; не по всем видам услуг имеются сложившиеся устойчивые рамки;
- существует большой ценовой диапазон на некоторые виды услуг.
Кроме того, с учетом специфичности консалтинга, как сферы услуг, а именно - неосязаемости и растянутости во времени процесса предоставления услуг, а также трудности в объективной оценке результатов и эффективности оказанных услуг, в Узбекистане остаются неразвитыми бизнес-культура активного привлечения внешних консультантов и, соответственно, традиции адекватно оплачивать даннные консультации

Задания для самостоятельной работы.

Продолжите работу с выбранной авторской аннотацией магистерской диссертации.
Ответьте на вопросы:
1. Четко ли обозначена проблема исследования? Назовите её.
2. Следствием какого противоречия является проблема? Укажите это противоречие.
3. Изучалась ли ранеё данная проблема? Кем? Каковы существующие авторские позиции по проблеме диссертации? Какие задачи не были решены и требуют научного подхода?

К оглавлению

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ