Статья

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Выявление потребности в решении конкретной научной или технической задачи. Она выражается в большом желании каким-то образом изменить положение в существующей ситуации при незнании как это сделать, когда никто не в силах помочь (потребность возникает: при необходимости объяснения эмпирического факта или предсказания результата воздействия; на уровне технического или  административного противоречия, когда известные технологии не позволяют достичь желаемого эффекта.)
  2. Установление потребности в проведении научного исследования Проведение научного исследования не требуется, если оно известно и общедоступно. После того, как проведен тщательный обзор литературы по центральным научным, а часто и научно-популярным изданиям и не найдены аналогичные решения, ученому следует строить планы по развертыванию полноценного научного исследования для получения оригинального решения.
  3. Определение и ранжирование целей научного исследования. Цель - продукт потребности. Четко сформулированная потребность во многом определяет цель. При проведении научного исследования основная цель распадается на подцели, вытекающие из основной, выливающиеся в совокупности в научно-техническую работу. Их следует правильно расставить по своим местам, чем достигается ранжирование целей и определенная последовательность в научном поиске.
  4. Систематизация предметной области диссертации
    Системность - один из существенных признаков научности. Научная систематизация знания характеризуется стремлением к полноте, ясным представлением об основах систематизации и их непротиворечивости. Системность реализуется через умение классифицировать предмет и объект исследования. Классификация не только сделает исследование системным, но и точно определит ту научную нишу, разработкой которой занимается диссертант.
    Требования к классификации - деление предметной области по трем - шести существенным признакам, обозримость и наглядность, с возможно болеё полным охватом систематизируемой предметной области.
  5. Определение условий и ограничений позволяет оценить возможности и реальность решения научной задачи. Обычно именно ограничения, условия, исходные данные превращают фантастический проект в научную задачу.
    Ограничения бывают:
        • во времени,
        • материальные,
        • информационные,
        • энергетические.
    Опускаясь на уровень ниже до болеё глубокого содержания вашего научного поиска, можно выявить особенности, которые будут отличать от других лично вашу концепцию, методологию, структуру, технологию, конструкцию и т.д.
  6. Определение задач научного исследования. На данном этапе дается формулировка задач научного исследования, которые представляют собой цели исследования при некоторых исходных данных, ограничениях и условиях в пространстве и времени, в материальных средствах, энергии и информации.
    Монолит будущей диссертации рассекается на части в соответствии с проблемами, по которым идет сбор материала: анализ, теория, эксперимент, практика.

К оглавлению