При выборе темы диссертации нужно учесть, что именно это определяет весь дальнейший процесс работы. Как правило, окончательная формулировка названия темы диссертационной работы определяется вплоть в самом конце работы, предшествующей защите диссертации. И Вас не должен смущать тот факт, что если Ваш научный руководитель с Вами пришли к единому мнению насчет темы, определили ее, а кафедра или лаборатория, к которой Вас прикрепили, или Ученый совет Вашего института не утвердили эту тему, попросив отредактировать ее. Это довольно распространенное и частное явление, которое никак не должно обижать ни Вашего руководителя, ни Вас. Всеобщее коллективное обсуждение и анализирование Вашей темы только поможет Вам в дальнейшем уточнить сферу Вашего поиска.
Можно дать несколько необходимых рекомендаций при выборе темы научного исследования.
Во-первых, необходимо для себя определить тип исследования, к которому будет относиться Ваша работа. В настоящее время принято следующим образом классифицировать типы исследований по их направлениям в цепи «теория- практика»:
– фундаментальные исследования – исследования, нацеленные на развитие и разработку теоретических концепций педагогической науки и ее методологии, ее научного статуса и истории; данные исследования могут проводиться и в рамках отдельных дисциплин педагогической науки, таких как теория воспитания, дидактика, предметные методики, специальная педагогика и т.д. Результаты подобных исследований не всегда находят применение в практике образования;
– прикладные исследования – исследования, которые в основном решают практические задачи, а также теоретические задачи в практическом направлении.
Как правило, прикладные являются логическим продолжением тех же фундаментальных исследований, играя вспомогательную роль по отношению к последним;
– разработки – задачей которых является непосредственное обслуживание образовательной практики, результатами которых считаются методические пособия, учебные программы, рекомендации и инструкции.