Статья

Объект исследования.

 

Имея научного руководителя, тему исследования, разобравшись с актуальностью исследования, необходимо определить его объект и предмет. В теории познания – гносеологии – объектом считают то, что противостоит субъекту в его деятельности познания, т.е. ту область практики или теоретического, методологического исследования, с  которой субъекту предстоит заниматься. Субъектом в этом случае являетесь Вы – уважаемый читатель. 

Иногда исследователи не относятся достаточно серьезно к объекту и предмету исследования – важнейшим категориям  научной работы – относясь к ним, как к ничего не значащим  формальностям, «зачем-то» необходимым для исследовательской работы. Однако это глубокое заблуждение: при неправильном выборе объекта исследования могут возникнуть очень грубые методологические ошибки, которые повлекут за собой ошибки и просчеты уже в общей практике. К примеру, процесс формирования ЗУНов – знаний, умений, навыков – долгое время являлся объектом различных методических, а также дидактических исследований, и это вылилось в крупнейшую ошибку всей отечественной педагогической науки.

В настоящее  время мы рассматриваем актуальность педагогики, необходимой для развития личности ребенка. А это кардинально меняет и направленность, и содержание исследований в области педагогики, не говоря уже об образовательной практике. 

Или же, например, многие исследования по теме «проблемы управления школой» объектом исследования рассматривают сам  процесс управления школой или же процесс управления внутри школы, т.е. не вычленяя специфику школы как воспитательной организации. Т.е. школа автоматически подпадает под положения общей управленческой теории, социальной теории и т.п. И в результате мы имеем школу без детей, школу для учителей и директора, но не для  обучающегося там ребенка. А объект, как  рассматривает в своей докторской диссертации «Педагогическое управление в школе»  Ю.В.Васильев, должен находиться в области учебно-воспитательного – базового процесса в школе.

Именно поэтому необходимо уделять достаточно пристальное внимание конкретному определению исследуемого объекта уже в самом начале работы над исследованием. И если Вы не прислушались к вышеуказанному совету автора о необходимости исследовательского план-проспекта, тщательно и внимательно отработанного,  или же он прозвучал запоздало, то после завершения диссертационной работы Вам придется  констатировать тот факт, что объект Вашего исследования получился сам собой, и что Вы могли провести исследование по-другому, заранее тщательно продумав объект.