Статья

Принципы учения Элейской философской школы.

 

В конце VI сформировалось течение среди древнегреческих философов под названием Элеа́ты. Его сторонниками были представители одноименной школы.

 

Самыми известными представителями Элейской школы являются Мелисс, Парменид и Зенон Элейский. Иногда сторонником этого учения считают Ксенофана, который был учителем Парменида. В основе их учения было понятие о бытие, которое послужило началом формирования классической греческой онтологии.  Само слово бытие было придумано в этой философской школе. При этом элеаты не уделяли большого значения естественным наукам.

 

Строгий монизм преобладал в учении о бытие, и общий рационализм в учении о познании. Философская поэма «О природе» Парменида раскрывает понятие самого бытия и анализирует его. Апории, которые при своей внешней парадоксальности, были изложены Зеноном, логически доказывали абсурдность других учений. Причем эти доказательства были иного характера, чем допущения множества и движения Парменида. Объединил и дополнил само учение Мелисс в трактате «О природе», или «О бытии». Простота и совершенная логика прослеживается в толковании Парменида. В нем бытие - «то, что есть», берет свое начало из самого понятия «быть», а небытие - «того, чего нет», также исчерпывается содержание самого слова. Бытие истолковывается, как неделимое на части, также отсюда следуют выводы о неподвижности и единстве бытия. Делается заключение о данном силой мысли континууме, не имеющего времени, единого целого или же по другому бытия. Для полного понимания бытия дается понятие пустоты. Согласно Элейской школе, пустота – это небытие, а значит, пустоты быть не может. Мыслить можно только категориями бытия, то есть «мыслить и быть одно и то же». Мыслить небытием невозможно. Источник познания бытия разум, чувства формируют только мнение, которое не может однозначно отражать истину. «Докса» - мнение отражает посредством языка противоречие всего мира и множества его, хотя на самом деле этого ничего этого не существует. За всей условностью имможетенов стоит «глыба», или тоже самое бытие. Учение представителей Элейской школы было продолжено и развито уже в классической греческой философии у Аристотеля и Платона.

К СОДЕРЖАНИЮ