Статья

Вторая форма позитивизма по истории.

 

В попытках отказаться от контовско-спенсеровской направленности, и вместе с этим сохранить главнейшое позитивистское направление — резкое отделение области науки и философского «метафизики» — создается вторая форма исторического позитивизма —эмпириокритицизм и махизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.).

Понятие эмпириокритицизм о философской системе опытов, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опытов при полнейшем исключении любой метафизики для  выработки и естественного понятия о всем мире. Такая стадия сохраняет за собой главную установку позитивизма на описание позитивного. Представители позитивизма настаивают на необходимой борьбе в науке с употреблением метафизических подходов, на исключение из науки понятий, таких как “субстанция”, “материальное”,“идеальное” и «причинность».

На уровне махизма позитивизм обращает центр внимания на такие проблемы как природа познания мира, опыты, проблемы субъектов и объектов, характер «вещей», «субстанция», природа главных «элементов» действительности, отношения физического и психического и другое.

«Третьей исторической формой позитивизма» есть неопозитивизм, который возникает в двадцатые годы ХХ века. Идейным ядром стал венский кружок философов. Он  предложил программу быстрого  развития научной философии. В неё входили такие ученые, как М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия непосредственно неопозитивизма или же логического позитивизма распространяется, как аналитическая философия, а последняя, в свою очередь, разрабатывается в двух основных направлениях - логический анализ философии, лингвистическая философия. Важный  принцип неопозитивизма: принцип верификации. Некое сравнение множества положений науки с фактами данными опытами.