Статья

Состояние и развитие международных автомобильных перевозок грузов.

Государственные особенности развития рынка транспортных услуг опредилили три группы международных перевозок:

экспортно-импортные перевозки;

международные транзитные перевозки;

перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ).

Принципиальные различия между этими группами являются транспортно-технологические схемы доставки грузов и товаров, в составлении транспортно-экспедиционного обслуживания, а также в системе оплаты за перевозку и взаимных расчетов участников самого процесса доставки.
Основным моментом являются географические особенности транспортно-технологических схем доставки, выявляющие различия в правовых и финансово-экономических аспектах.

К примеру международные автомобильные перевозки и в перевозках ГИФ отправитель  и получатель находятся за пределами государства, т.е. груз не попадает в сферу обращения.
В то же время в международных автомобильных перевозках или отправитель, или грузополучатель находятся на территории отправляющего госуардства, а поэтому весь объем перевозок вовлечен либо экспорт, либо  импорт, т.е. он находится в сфере обращения. Наиболее сложными здесь являются международные смешанные перевозки с несколькими видами транспорта.

Второе различие — в основании грузового рынка. Для экспорта-импорта общий рынок перевозок не зависит от оборота компаний и определяется объемами внешнеторгового оборота страны и сложившейся ситуацией в экономике. В международных перевозках и перевозах ГИФ  рынок груза формируется за пределами страны, не зависит от состояния экономики страны, а также значительно больше того объема, который может освоиться транспортом страны.

И другим различием между экспортно-импортными и международными  перевозками грузов иностранных фрахтователей является способы оплаты и принцип определения тарифов за перевозку. В соответствии с действующими нормативными документами экспортные доставки до границы страны и импортные от ее границ обеспечиваются транспортом страны, за счет самих грузовладельцев в рублях по государственным тарифам. Только в случаях, если зарубежный партнер согласится оплачивать груз по импорту «франко-завод-изготовитель продукции» или по экспорту «франко-получатель», плата за перевозку в Россию производится в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, оплата в свободно конвертируемой валюте производится в тех случаях, когда отправитель-получатель продукции на территории страны — зарубежная фирма.